Метка «»

Итак принципы работы гальванических элементов и батарей, описываются простейшие самодельные элементы. Излагаются основные правила обращения с аккумуляторами.
Ознакомлению с устройством и обслуживанием основных видов источников электрического тока посвящается.
 
ЭЛЕМЕНТЫ

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ГАЛЬВАНИЧЕСКИМИ И АККУМУЛЯТОРНЫМИ  ЭЛЕМЕНТАМИ

Мини-картинкаПо внутреннему устройству и принципу работы гальванические элементы и аккумуляторы во многом схожи между собою. Основной чертой гальванического элемента является способность давать электрический ток сейчас же после сборки. Объясняется это тем, что внутри каждого гальванического элемента в результате химического воздействия электролита нашего полюсы (электроды) возникает движение электрических зарядов. Поэтому гальванический элемент может беспрерывно давать электрический ток до тех пор, пока полностью не израсходуется отрицательный электрод, не «обеднеет» электролит и т. д., после чего элемент приходит в полную негодность и его нужно заменять новым. В аккумуляторе же сразу после сборки никакие химические процессы не возникают. Чтобы в аккумуляторе начались химические реакции, связанные с движением электрических зарядов, нужно соответствующим образом изменить химический состав его электродов (а частью и электролита). Это изменение химического состава электродов происходит под действием пропускаемого через аккумулятор электрического тока. Поэтому, чтобы аккумулятор мог давать электрический ток, его предварительно нужно «зарядить» постоянным электрическим током от какого-нибудь постороннего источника тока, например: динамомашины, осветительной электросети и т.  п.


читать далее »

 Заряженный аккумулятор становится точно таким же источником электрического тока, как и обычный гальванический элемент, т. е. он может беспрерывно давать электрический ток до наступления полного разряда, после чего аккумулятор опять можно зарядить. Различие же между гальваническим элементом и аккумулятором заключается лишь в том, что в гальваническом элементе химический процесс, связанный с движением электрических зарядов, может происходить только в одном направлении; в аккумуляторе же при пропускании тока от внешнего источника химический процесс происходит в обратном направлении, после чего снова становится возможным прямой процесс, при котором аккумулятор отдает ток. При правильном уходе и умелом обращении аккумулятор может выдержать несколько сот таких зарядов и разрядов и прослужить несколько лет.
 

ПРИНЦИП РАБОТЫ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА

простейший гальваноэлементКартинкаПростейший гальванический элемент состоит из стеклянного (или другого какого-либо материала) сосуда (рис), внутри которого помещаются на некотором расстоянии друг от друга цинковая и угольная (или медная) пластинки. Эти пластинки обычно называются электродами или полюсами элемента. В сосуд наливается электролит — раствор какой-либо соли или кислот в дистиллированной воде. В результате химического воздействия электролита на электроды элемента на последних появятся противоположные электрические заряды, причем цинковая пластинка окажется заряженной отрицательно [поэтому она и обозначена на рисунок 1 знаком (—)], а угольная — положительно [обозначена знаком (+)].

 

рисунок. Простейший гальванический элемент.

рисунок. Направление тока в гальваническом элементе.


читать далее »

 

Аккумулятор авто

В большие аккумуляторы раствор наливают при помощи кувшина или кружки через стеклянную воронку в таком количестве, чтобы уровень жидкости в сосуде на 10—15 мм был выше верхних краев аккумуляторных пластин.

Налитый в новый аккумулятор электролит начнет постепенно впитываться в активную массу пластин. Поэтому через некоторое время уровень раствора в элементах батареи заметно понизится. Тогда нужно в каждый элемент опять долить раствора. Эту операцию придется повторять на протяжении 3—6 час. несколько раз, пока не стабилизируется уровень электролита на нужной высоте. Нельзя, понятно, наливать в аккумулятор слишком много электролита, так как во время зарядки он будет разбрызгиваться и выливаться через отверстия в крышках элементов.

Заливка анодных батарей, состоящих из маленьких сосудов с небольшими отверстиями в крышках, будет значительно труднее; она отнимает очень много времени и требует большой аккуратности, внимательности и терпения.

Заливка производится с помощью глазной капельницы, соединенной резиновым своим концом со стеклянной воронкой. Наливать электролит нужно тонкой струйкой, следя за тем, чтобы электролит, попадающий на верхние концы пластин элемента, успевал стекать на дно сосуда и не закупорил бы отверстия элемента. Уровень электролита в каждом элементе должен быть также примерно на 5—10 мм выше верхних концов пластин. Практически заливка производится следующим образом. Зажав двумя пальцами левой руки, посредине резинку капельницы, наливают электролит в воронку и подносят ее к аккумуляторной батарее. Вставив самый кончик соска капельницы в отверстие элемента так, чтобы он неплотно прилегал к краям, разжимают слегка пальцы левой руки. Электролит начнет течь тонкой струйкой в сосуд. Как только уровень жидкости достигнет нужной высоты, зажимают пальцами резинку и прекращают дальнейшее поступление раствора в сосуд. Потом переставляют капельницу в отверстие следующего элемента и таким же способом наполняют его электролитом и т. д.

 

При заливке аккумуляторов нужно всячески стараться не проливать электролит на стенки сосудов и ящика батареи. После заливки пролитую кислоту нужно тщательно собрать с помощью спринцовки и затем все элементы и ящик вытереть досуха. Содержание аккумулятора в сухом и чистом виде является главнейшим условием его исправной работы и долговечной службы. Без соблюдения этого условия аккумулятор будет быстро разряжаться на себя, потому что пролитая кислота и осевшая пыль хорошо проводят электрический ток и способствуют саморазряду аккумулятора.

После заливки всех элементов на протяжении 3—6 час. несколько раз проверяют положение уровня электролита в каждом элементе и по мере надобности доливают раствор. При заливке нужно тщательно следить, чтобы случайно не остался какой-нибудь элемент без электролита. На зарядку аккумуляторы можно включать не раньше, как через 3—6 час - после заливки, предварительно еще раз проверив уровень электролита в каждом элементе.

 


читать далее »

Аккумулятор

Несмотря на высокую механическую прочность и выносливость, щелочные аккумуляторы подвержены многим болезням и неисправностям, причиной которых в основном является несоблюдение правил эксплуатации и ухода за этими источниками тока. Все эти неисправности и болезни в той или иной мере отражаются на работе щелочных аккумуляторов и в конечном счете приводят к снижению срока их службы. Поэтому очень важно знать причины и признаки различных неисправностей щелочных аккумуляторов и во-время их устранять.

Ниже перечисляются некоторые основные, наиболее часто наблюдающиеся во время эксплуатации болезни и неисправности этих аккумуляторов.

1. Если аккумуляторы при их разряде сейчас же после зарядки отдают нормальную емкость, а при разряде через несколько дней после их зарядки емкость у них значительно снижается, то причинами этого дефекта могут быть: или наличие утечки тока (саморазряд), вследствие плохой изоляции элементов батареи друг от друга, или же наличие в электролите примесей металлов. В первом случае необходимо проверить изоляцию между элементами и устранить утечку, а во втором — сменить электролит и подвергнуть аккумуляторы усиленному заряду.

2. Во время зарядки из сосудов аккумуляторов выделяется пена. Это является признаком наличия в электролите органических примесей. Для устранения этого недостатка необходимо сменить электролит.

3. Сильное выделение из аккумуляторов ползучих солей в основном происходит или вследствие избытка электролита, или повышенной его плотности, или же из-за недостаточной герметичности выводных отверстий у сосудов. В первом случае необходимо выкачать из сосудов излишки электролита, во втором — понизить до нормального уровня его плотность, в третьем — крепче завинтить выводные гайки, а при надобности— сменить сальники.

Выпучивание боковых стенок у сосудов элементов происходит вследствие сильного давления образующихся внутри аккумулятора газов. Причиной этого является закупорка ползучими солями выходных отверстий в пробках или неисправное действие автоматического клапана.

Если во время заряда аккумулятор сильно нагревается и при этом электролит у него не «кипит», а при разряде напряжение аккумулятора быстро падает, значит пластины аккумулятора замкнуты накоротко. Причинами этого могут быть: скопление на дне сосуда большого количества осадков, наличие между пластинами посторонних предметов (кусочка случайно попавшей проволоки, выкрошившейся активной массы и т. п.), хорошо проводящих ток, короткое замыкание отдельных элементов из-за плохой изоляции их друг от друга. В первых двух случаях необходимо вылить электролит и тщательно промыть сосуды аккумуляторов, затем, залив свежего электролита, подвергнуть аккумуляторы усиленному заряду. В последнем случае нужно проверить изоляцию между элементами и устранить утечку или короткое замыкание между сосудами батареи.

У аккумулятора начинает постепенно уменьшаться емкость. Причинами этого могут быть или разложение электролита или наступление так называемой пассивации пластин. Первый дефект возникает, как известно, при недостаточной герметичности пробок или вследствие порчи выходных клапанов, — резиновые кольца становятся твердыми, теряют способность сокращаться и поэтому не закрывают плотно выходных отверстий.

Пассивация пластин наступает при систематических зарядах и разрядах щелочного аккумулятора слабым током или, если аккумуляторы систематически недозаряжаются, а также если в батарее имеются отдельные низкокачественные элементы, систематически разряжающиеся ниже уровня остальных элементов батареи. Для устранения этого дефекта необходимо прежде всего проверить все элементы и удалить неисправные. Нужно также проверить изоляцию всей зарядной цепи и устранить имеющиеся утечки тока. Затем необходимо подвергнуть аккумулятор усиленному заряду с последующим разрядом нормальным током, после чего ему дается опять усиленный заряд.

Нужно иметь в виду, что емкость может заметно понизиться также и вследствие недостаточного количества электролита в аккумуляторе, потому что в этом случае обнаженные части пластин не будут принимать участия в работе.

Поэтому и необходимо следить, чтобы уровень электролита в сосуде всегда был на 5—10 мм выше концов пластин.

Снижение емкости может также произойти и вследствие. выпадения активной массы из одной или нескольких пластин по причине длительной эксплуатации аккумулятора или вследствие недоброкачественности самих пластин. Устранить такие дефекты собственными силами и средствами невозможно.

4. Если во время зарядки напряжение аккумулятора достигает выше нормального уровня, а при разряде падает ниже нормы, причем аккумулятор не отдает установленной емкости при разряде его до нормального напряжения, то причиной такого недостатка обычно служит высокое переходное сопротивление у соединительных контактов между отдельными элементами батареи. Вследствие этого в переходных контактах происходят значительные падения напряжения и поэтому контакты и соединительные пластинки батареи сильно нагреваются.

Поэтому за состоянием контактов необходимо следить систематически: контакты всегда должны быть чистыми, а крепящие гайки туго завинченными.


читать далее »

Аккумулятор представляет собой электрохимический элемент (прибор), с помощью которого возможно неоднократное накопление химической энергии под действием электрического тока (при зарядке) и превращение ее в электрическую энергию (при разрядке).

В стартерном кислотном аккумуляторе электролитом является раствор серной кислоты (H2SO4) в дистиллированной воде. В электролите происходит процесс электролитической диссоциации молекул кислоты и воды на положительные ионы (катионы) водорода и отрицательные ионы (анионы) кислотного остатка.

Процесс отдачи электрической энергии аккумулятором называется разрядкой. Во время разрядки аккумулятора на положительных и отрицательных пластинах образуется сернокислый свинец (PbSO4) — сульфат свинца. При зарядке на положительных пластинах образуется, двуокись свинца (Р02), а на отрицательных— губчатый свинец (Рb). Обе реакции (при зарядке и разрядке) являются реакциями обратимыми и могут быть объединены одним общим уравнением:

Разрядка - 2PbF04 + 2H20 = РbО2 + 2H2S04 + Pb - зарядка.

ЭДС заряженного аккумулятора равна примерно 2 В.

Емкость аккумулятора (Q) — это количество электричества, которое может дать полностью заряженный аккумулятор при его разрядке до допустимого напряжения. За единицу емкости принят ампер•час (А•ч).

Для свинцовых аккумуляторов за номинальную емкость принимается емкость при 10-часовой разрядке силой тока, равной 0,1Qном, до напряжения 1,7 В при начальной плотности электролита 1,285 и температуре 303 К ( + 30° С), для щелочных аккумуляторов—соответственно при 8-часовой разрядке и температуре электролита от 258 до 308 К (от -15 до +35° С).

Таблица

Технические данные


Тип реле регулятора

Номинальные значения

Напряжение включе-ния, В

Обратный ток, А

Регулятор напряжения

Ограничитель тока допускает ток нагрузки, А

Масса, кг

Тип генератора, с которым работает реле

Напряжение, Н

Ток, А

Поддер-живает напряже-

ние при

293 К (20°С), В

Поддер-живает напряже-

ние при

343 К (70°С), В

РР8

12

35

12,2-13,2

0,5-6,0

13,8-15,2

13,0-15,4

35±2

2,8

Г8

РР11

6

35

6,4-6,8

0,5-6,0

7,2-7,5

6,9 – 7,8

33-37

2,6

Г16

РР23

12

28

12,2-13,5

Не более 6

13,7-15,1

13,3-15,1

26,5-29,5

2,8

Г54, Г54-Б

РР24-Э

12

18

12,2-13,2

0,5-6,0

13,8-14,8

13,2-14,8

17-19

1,45

Г112

РР27

12

35

12,2-13,2

0,5-8,0

14,0-14,8

13,4-14,8

35±2

0,95

Г8-В

РР29-А

6

20

6- 6,5

0,5-5,0

6,2-6,8

-

Отсутствует

0,85

ГГ22-Б, ГГ22-В, Г29

РРЗО-А

6

5,5

6,2- 6,8

0,5-3,5

6,1- 6,7

6,1- 7,3

Отсутствует

0,85

Г35

РР31-А

6

7

6,2- 6,8

0,5-3,5

6,5- 7,0

6,0- 7,5

То же

0,85

Г11-А

РРЗЗ

12

18

12,0-13,0

0,5-6,0

13,8-14,8

13,2-14,8

17-19

1,1

Г21-Б

РР52

12

80

12,5-13,5

1-10

12,6-13,4

12,2-13,8

17-19

6,5

Г52-Б, Г52-В

РР81

12

10

12,0-13,0

0,5-6,0

13,8-14,8

13,2-14,8

9-И

1,1

Г80

РР101

12

32

12,2-13,2

0,5-6,0

13,8-14,6

13,2-14,5

323:1/2

0.85

Г101

РР102

12

16

12,2-13,2

1,5-6,0

12,6-13,6

12,0-13,6

Отсутствует

0,52

Г22

РР106

24

10

21,4-27,0

0,5-6,0

27,4-30,2

26,6-30,2

9-11

0,85

Г106

РР109

12

13

12,2-13,2

0,5-6,0

12,5-13,5

12,1-13,8

Отсутствует

0,52

Г114

РРТ24

24

42,8

25-27

2-8

27,5-30,0

-

45-55

1,55

Г73

РРТ32

24

30

23-27

2-8

27-29,5

-

45-55

1,87

Г732

РК1500-В

21

54

24,5-28,5

Не более 15

26,5-28,5

-

80-95

2,1

ГСК1500

 

Смотрите также в этом разделе по гальваническим элементам автомобилей:

читать далее »

Новые сухозаряженные и сухоразряженные аккумуляторы следует хранить в сухих, проветриваемых помещениях с температурой от 273 до 303 К (от 0 до + 30°С). Перед постановкой на хранение батарею очистить от грязи и влаги, под пробки поставить герметизирующие диски из плотного картона, наружные соединения и клеммы смазать вазелином. В таком виде аккумуляторы можно хранить до двух лет.

Для длительного хранения аккумуляторов, бывших в эксплуатации, необходимо:

— разрядить аккумулятор до напряжения 1,7 В на элемент (при 10-часовом режиме) и вылить электролит через отверстия крышек;

Залить аккумулятор чистой дистиллированной водой, через 8—10 ч вылить ее и вновь залить чистую воду, эту операцию производить до тех пор, пока вода в баке не будет окрашивать синюю лакмусовую бумажку в розовый цвет;

После выполнения указанных операций аккумулятор протереть снаружи, смазать токоведущие части вазелином, плотно закрыть горловины бака пробками и хранить так, как указано в п. 1.

3. При постановке на хранение аккумуляторов с электролитом необходимо произвести полную зарядку, через час после зарядки завернуть пробки, протереть бак, а токоведущие части смазать вазелином. Хранящиеся с электролитом аккумуляторы следует ежемесячно заряжать током второй ступени, а один раз в три месяца подвергать контрольно-тренировочному циклу по следующей схеме:

А) зарядить батарею током II ступени первой зарядки (см. таблицу Основные характеристики стартерных аккумуляторов), за час до окончания зарядки проверить уровень и плотность электролита и при необходимости привести их к норме;

Б) разрядить батарею током 10-часового режима до напряжения 1,7 В на элемент;

В) подсчитать емкость, приведенную к температуре 303 К ( + 30°С) по формуле

Q303 = Qф/(1+0,008(t-303))

Или Q30= Qф/(1+0,008(t-30))

Где Q303(Q30 ) —емкость, приведенная к 303 К ( + 30°С), А•ч;

Qф - емкость, полученная при разрядке, А•ч;

T — средняя температура электролита во время разрядки;

0,008— температурный коэффициент емкости;

Г) зарядить батарею нормальным двухступенчатым режимом. Батарее, имеющей после контрольно-тренировочного цикла емкость менее 90%, проводится повторный цикл зарядка — разрядка. Если в этом случае емкость остается ниже 90%, такую батарею дальше хранить не рекомендуется, ее необходимо пускать в эксплуатацию.


читать далее »

Электролит представляет собой раствор серной кислоты сортов А и Б ГОСТ 667с плотностью 1,840 в дистиллированной воде (см. таблицу). Серная кислота и дистиллированная вода не должны содержать механических примесей и металлов, влияющих на характеристики и срок службы аккумуляторов. Для приготовления электролита применяется керамическая, эбонитовая или

Таблица

Плотность электролита стартерных батарей при 288 К (15° С)

Температура наружного воздуха в районе работы аккумулятора

Время года

Плотность электролита при материале сепаратора

Мипор или мипласт

Дерево и хлорвинил (комб)

Дерево

Юг (303 К или +30°С и выше)

Лето

Первая заливка

1,210

1,240

1,270

В конце зарядки

1,240

1,240

1,240

Зима

Первая заливка

1,240

1,270

1,300

В конце зарядки

1,270

1,270

1,270

Центральная полоса (до 303 К или +30°С)

Лето

Первая заливка

1,240

1,270

1,300

В конце зарядки

1,270

1,270

1,270

Зима

Первая заливка

1,255

1,270

1,310

В конце зарядки

1,285

1,270

1,285

Крайний Север (ниже 238 К или -35°С)

Лето

Первая заливка

1,240

1,270

1,300

В конце зарядки

1,270

1,270

1,270

Зима

Первая заливка

1,280

1,285

1,340

В конце зарядки

1,340

1,285

1,310

Деревянная посуда, выложенная свинцом (стеклянной посудой не пользуются, так как из-за обильного выделения тепла при реакции может треснуть).

Чистый резервуар ополаскивают дистиллированной водой, заполняют его необходимым количеством дистиллированной воды, а затем тонкой струей небольшими порциями в воду заливают серную кислоту (лить воду в кислоту категорически запрещается во избежание ожогов). На месте приготовления электролита необходимо иметь 3—5% раствор питьевой соды, соду в порошке, нашатырный спирт и ватные тампоны. При попадании кислоты на лицо или другие части тела их немедленно следует промыть содовым раствором, нашатырный спирт служит для удаления попавшей кислоты на одежду.


читать далее »

Для определения количества дистиллированной воды и кислоты, которое требуется для приготовления электролита необходимой плотности, удобно пользоваться номограммой, изображенной на рисунке.

Картинка

Рисунок. Номограмма для определения количества дистиллированной воды и серной кислоты при приготовлении электролита

Например требуется определить сколько нужно взять дистиллированной воды и серной кислоты плотностью 1,840 для приготовления электролита плотностью 1,320 (35° Б).

Для этого на левой вертикальной оси находим значение плотности — 1,320 — точка А, на правой вертикальной оси этому значению будет соответствовать 35° Б (Боме)—точка А'. Для перевода плотности градусы Боме и обратно применяется эмпирическая формула:

°Б = 145 — 145/d; d= 145/(145-°Б)

Где d — плотность раствора при 20° С.

Из точки пересечения горизонтальной линии А А' и наклонной линии БС — точки Д опускаем перпендикуляр на горизонтальную ось. По точке Е определяем: слева — количество дистиллированной воды (650 см3), справа кислоты (350 см3).

При приготовлении электролита необходимо учитывать температуру наружного воздуха района, где будет работать аккумулятор (см. таблицу). Только что приготовленный электролит имеет высокую температуру, заливать его в аккумулятор разрешается при температуре не выше 298 К ( +25° С).

Таблица

Поправки к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита

Температура электролита

Величина поправки

Температура электролита

Величина поправки

К

+°С

К

-°С

273

0

-0,0105

273

0

-0,0105

278

5

-0,0070

264

- 5

-0,0140

283

10

-0,0035

263

-10

-0,0175

288

15

0

253

-15

-0,0210

293

20

+0,0035

253

-20

-0,0215

298

25

+0,0070

248

-25

-0,0280

303

30

+0,0105

243

-30

-0,0315

308

35

+0,0140

238

-35

-0,0350

313

40

+0,0175

233

-40

-0,0385

338

45

+0,0210

228

-45

-0,0120

Для замера плотности электролита пользуются кислотомером или ареометром. В показания ареометра вводится поправка в зависимости от температуры электролита (см. таблицу). Данные по стартерным аккумуляторам приведены в таблице (Основные характеристики стартерных аккумуляторов).


читать далее »

Напряжение аккумуляторов измерять с помощью аккумуляторного пробника АП (см. рисунок).

Картинка

Рисунок. Аккумуляторный пробник АП:

1 — кнопка; 2 — ручка (основание); 3 — вольтметр; 4 — нагрузочное сопротивление; 5 —неподвижная контактная ножка; 5— подвижная контактная ножка

Для измерения напряжения пробником АП необходимо:

— установить подвижную контактную ножку 6 соответственно расстоянию между зажимами аккумулятора, ввинтить в корпус нагрузочное сопротивление 4, рассчитанное на наибольшую емкость;

Прижать острия контактных ножек 5 и 6 к полюсным выводам аккумулятора (ножка 6 прижимается к положительному зажиму, неподвижная ножка 5 — к отрицательному), при этом вольтметр 3 покажет величину ЭДС (напряжение без нагрузки);

Нажать кнопку 1 на ручке 2 пробника, вольтметр покажет напряжение аккумулятора под нагрузкой, что даст возможность судить о степени разряженности аккумулятора.

Кнопку 1 не следует держать включенной более 5 с, чтобы не допустить перегрева нагрузочного сопротивления и ненужного разряда аккумулятора. При пользовании пробником пробки аккумуляторов должны быть завернуты во избежание взрыва. Если к концу зарядки плотность электролита будет выше величин, указанных в табл. (Плотность электролита стартерных батарей при 288 К (15° С)), отобрать резиновой грушей часть электролита из аккумулятора и добавить дистиллированную воду. После первой зарядки аккумулятор готов к эксплуатации.

Порядок приведения сухоразряженных аккумуляторов в рабочее состояние тот же, что и для сухозаряженных, с той лишь разницей, что электролит следует заливать с плотностью 1,11—1,12. Корректировку плотности вести в соответствии с табл. (Плотность электролита стартерных батарей при 288 К (15° С)). Первая зарядка двухступенчатая (табл. (Основные характеристики стартерных аккумуляторов)). Переходить с первой ступени на вторую при напряжении на элемент 2,35—2,40 В или при повышении температуры электролита до 318 К (45°С). После первой зарядки аккумулятор разрядить током десятичасового режима до напряжения на элемент 1,7 В. Разряженный аккумулятор вновь зарядить током второй зарядки (табл. (Основные характеристики стартерных аккумуляторов)). Только после второй зарядки аккумулятор готов к эксплуатации.

При получении аккумуляторов, бывших в эксплуатации, необходимо осмотреть и привести их в порядок. Если уровень электролита соответствует норме, а его плотность данным табл. (Основные характеристики стартерных аккумуляторов), то такую батарею можно эксплуатировать. В случае отклонения указанных показателей от нормы батарею необходимо дозарядить.


читать далее »

Для увеличения напряжения аккумулятора элементы соединяют последовательно. Для увеличения емкости при сохранении напряжения элементы соединяют параллельно. Комплект элементов, электрически связанных между собой, называется аккумуляторной батареей.

Картинка

Рисунок. Стартерная аккумуляторная батарея:

1 — бак; 2 — штырь положительного полюса; 3 — межэлементные соединения; 4 — пробка наливного отверстия; 5 — штырь отрицательного полюса; 6— крышка бака; 7 — сепаратор; 8 — опорные призмы; 9 — пластины

Стандартная стартерная аккумуляторная батарея показана на рисунке. Бак 1 изготовлен из эбонита или пластмассы толщиной 6—8 мм. На дне находятся четыре призмы 8 высотой 25—35 мм для предотвращения короткого замыкания пластин при наличии осадков в баке. Крышка 6 бака эбонитовая или из пластмассы. На ней имеются отверстия для вывода штырей отрицательного и положительного полюсов и отверстия для входа воздуха в элемент, выхода газа, заливки электролита и замера его плотности и температуры. Межэлементные соединения 3 отлиты из свинца или свинцово-сурьмянистого сплава. Их сечение рассчитано на максимальный ток батареи.

Пластины 9 состоят из литых свинцово-сурьмянистых решеток, в их ячейки помещена активная масса. Активная масса изготовляется из свинцового порошка и свинцового глета, либо из свинцового глета и свинцового сурика, замешанных в водных растворах сульфата аммония или серной кислоты. В настоящее время масса готовится из свинцового порошка. В активную массу отрицательных пластин вводят в небольшом количестве так называемый расширитель, в который входят: сернокислый барий, газовая сажа, хлопковые очесы, пемза, графит, дубовая мука, лигносульфоновая кислота, гуминовая кислота и дубитель.

Готовые пластины подвергают электрохимической обработке (формовке). При этом на положительных пластинах образуется активная масса двуокиси свинца (темно-коричневого цвета), а на отрицательных пластинах — губчатый свинец (серого цвета). Сепараторы (разъединители) 7 изготовляются из дерева, эбонита, стекла, полихлорвинила, мипласта и устанавливаются между разноименными пластинами для изоляции их друг от друга, предохранения активной массы от выпадания из решеток, сохранения определенных промежутков между пластинами для нормального хода химической реакции.


читать далее »

Со складов аккумуляторы могут быть получены: сухозаряженными (элементы без электролита, пластины отформованы и находятся в рабочем состоянии), сухоразряженными (элементы без электролита, пластины разряжены), заряженные с электролитом.

Для приведения сухозаряженных аккумуляторов в рабочее состояние необходимо:

— приготовить электролит плотностью, указанной в таблице (Технические данные);

— промыть снаружи бак 5% содовым раствором и протереть сухой чистой ветошью;

— удалить из-под пробок герметизирующие прокладки;

— залить в бак электролит, уровень его должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка;

— завернуть пробки, протереть бак и крышку насухо и оставить батарею на 4—6 ч, затем осмотреть аккумуляторы и, убедившись в отсутствии течи из бака, поставить их под зарядку.

Зарядку начинать при температуре электролита ниже 303 К (30° С). Величину зарядного тока брать из таблицы, учитывая температуру электролита. Если она ниже 298 К (25° С), зарядку вести одноступенчато, если выше 298 К (25° С), — двухступенчато. При повышении температуры электролита до 318 К (45° С) зарядный ток снизить в два раза. Если температура продолжает расти, зарядку прекратить до снижения температуры до 303 К (30°С), после чего продолжать током 11 ступени. Зарядку вести до тех пор, пока напряжение и плотность электролита в течение 3 ч не останутся постоянными во всех элементах.

Таблица

Основные характеристики стартерных аккумуляторов

Тип (обозначение)

Напряжение, В

Емкость А•ч

Разрядный ток, А

Зарядный ток

Габари-ты:длина ширина, высота, мм

Масса с электролитом

10- часовой режим при температу-ре электро-лита +30°С

Стартерный режим при температуре элетролита

10-часовый режим

Стартерный режим

Первая зарядка

Вторая и последующие

+30±2°С

-18±2°С

Одно-ступенча-тая

Двухступенчатая

Односту-пен-ча-тая

I ст

II ст

I ст

II ст

Макс

Норм

З-СТ-60

6

60

16,5

6,7

6

180

3,5

4

2,0

5

12

8

4

179X173х237

17

З-СТ-70

6

70

19,2

7,8

7

210

5,0

5

2,5

6,5

15

10

5

257x194x 230

19

З-СТ-84

Б

84

22,8

9,3

8,4

250

6,0

6

3,0

8,0

18

12

6

272x188 x230

21

3-CT-98

6

98

27,0

11,0

9,8

295

6,5

7

3,5

10

21

14

7

303х188х245

21

З-СТ-112

6

112

30,7

12,5

11,2

335

7,0

8

4

10

24

16

8

310х188х245

26

3-CT-126

6

126

34,8

14,2

12,6

380

7,5

10

5

10

27

18

9

386х188x215

30

З-СГ-135

6

135

37,1

15,1

13,5

405

7,5

10

5

10

27

18

10

335х180х240

37

6-СГ-54

12

54

14,6

6

5,4

160

3,5

4

2

5,0

12

8

4

283x182x237

33

6-СТ-68

12

68

18,7

7,6

6,8

205

4,5

5

2,5

6,0

15

10

5

353х183х236

38

6-СТК-135МС

12

122

28,3

-

12,2

340

8

-

-

-

16

S

567х292x 259

71

6-СГК-180М

12

154

41,66

-

15,4

500

10

20

10

567х292x272

78

33

1000

Примечания: 1. Цифра перед буквами обозначает число элементов в батарее. Номинальное напряжение одного элемента равно 2В.

2. Максимальная длительность работы в стартерном режиме всех батарей при 291 ± 2 К (18±2° С); равна 2,25 мин, а при 303 ± 2К(30 ± 2° С) - 5,5 мин, за исключением 6-СГК-180М при разрядном токе 1000 А — 2 мин.


читать далее »

Аккумуляторы должны эксплуатироваться в соответствии с заводской инструкцией. На каждую аккумуляторную батарею ведется аккумуляторный журнал установленного образца.

Для безаварийной эксплуатации аккумуляторов необходимо соблюдать следующие правила:

- для приготовления электролита использовать только чистую аккумуляторную кислоту и дистиллированную воду;

- пыль и влагу на баке протирать чистой ветошью, смоченной трех —пятипроцентным раствором соды или нашатырного спирта;

— следить за исправностью и чистотой вентиляционных пробок;

- в местах зарядки аккумуляторов во избежание пожара запрещается быть с открытым огнем; помещение надежно вентилировать;

- класть на аккумуляторы металлические предметы, а также использовать неизолированные инструменты запрещается;

- регулярно очищать от окислов наконечники соединительных проводов и клеммы аккумуляторов, плотно поджимая контакты;

- обнаружив трещины в укупорочной мастике, пропаять ее (после полной или частичной разрядки аккумуляторов), интенсивно вентилируя помещение;

- не допускать при зарядке повышения температуры электролита выше 318 К (45°С);

- не допускать снижения плотности электролита ниже допустимых правилами норм;

- следить за уровнем электролита в баках, доливку производить в ходе зарядки, но не позднее чем за час до ее окончания или перед зарядкой аккумуляторов.


читать далее »
« Список меток


Гальваника

© 2010-2015, . Все права защищены.